PR Кубани
Прямая речь

Идея витала в воздухе

Интервью с председателем Ассоциации пресс-служб Кубани Александрой Кошелевой

НГК: Александра, возможно, молодое поколение журналистов Кубани мало о Вас знает, расскажите о себе.

А. Кошелева: Я родилась в Азербайджане, можно сказать, что я дитя Советского Союза. Школу закончила в Краснодаре, а первое высшее образование получила в Тюмени. Моя взрослая жизнь началась именно там. Со второго курса я была внештатным корреспондентом телерадиокомпании «Регион Тюмень», работала на радио и телевидении, а затем вернулась в Краснодарский край, который считаю своей родиной. Я росла на Кубани с трех лет. Здесь я также работала на телевидении, на радио – в ГТРК «Кубань», в телерадиокомпании «Екатеринодар». Затем я была пресс-секретарем в компании «Роснефть – Термнефть» и пресс-секретарём вице-президента по Северному Кавказу НК «Роснефть». После этого меня пригласили работать в администрацию Краснодарского края на должность руководителя пресс-службы. После работы в органах власти я была управляющим директором по связям с органами власти и СМИ в ПАО «Кубаньэнерго». Дальше моя биография тоже была интересной и бурной, но она уже была связана с PR – проектами. Я была пиар – директором в информационном агентстве, успела поработать в продвижении курортов Краснодарского края, была коммерческим директором в холдинговой компании «Гамма». Сейчас я работаю заместителем главного редактора в газете «Кубанские новости».

НГК: Александра, кому пришла в голову эта замечательная мысль – создать Ассоциацию пресс-служб Кубани?

А. Кошелева: Я думаю, что эта идея витала в воздухе. Сказать, что я ее придумала – это, наверное, будет нескромно. Я была одним из локомотивов продвижения этой идеи, которой поделилась в Союзе журналистов края, там с удовольствием ее поддержали. Департамент информационной политики нашего края тоже с большим интересом к ней отнесся. Коллеги, которые узнали об этой идее, стали энергично ее поддерживать. Я даже была немного удивлена, признаюсь. По разным проектам приходилось сотрудничать с разными пресс-службами, и, когда мы отправили информацию: «Вот, ребята, есть такая идея, как вы на это смотрите?», пошел шквал звонков и ответов. А на первую нашу встречу приехало столько людей, что я даже не ожидала.

НГК: Журналисты фонтанируют идеями, но у любого дела всегда есть прораб. Кто тот человек, который начал реально что-то делать по созданию ассоциации?

А. Кошелева: Вы хотите услышать от меня, что я такая молодец? Я думаю, что это была команда единомышленников, в числе которых я и оказалась.

НГК: Выходит, вы были обречены на то, чтобы стать руководителем ассоциации?

А. Кошелева: Скажем так, мою идею поддержали и сказали: «Давай, делай!».

НГК: Я правильно понимаю, для вас это не обременение, а возможность самореализации?

А. Кошелева: Совершенно верно. Мне на самом деле очень нравится работа в пресс-службе. Я считаю, что ресурс коллег, работающих там, недооценен, я думаю, вы со мной согласитесь. Потому что мы видим лишь часть айсберга, но если мы с вами посмотрим вглубь, то увидим, что работник пресс-служб – это и психолог, и имиджмейкер, и журналист обязательно, по крайней мере – человек, который умеет правильно излагать свои мысли, желательно и в письменном виде. Плюс ко всему этому – это человек, который должен хорошо разбираться во всех интернет – технологиях. Ведь, зачастую, пресс-служба выполняет функцию отдельного средства массовой информации. Если раньше – написал пресс-релиз и отправил по факсу в несколько СМИ, то сегодня у нас огромное количество СМИ, поэтому сейчас появилась возможность на разных площадках заявлять о своих интересах. Я считаю, что одной из важных задач каждой пресс-службы по-прежнему остается задача – сделать работу своей компании или ведомства интересной для прессы, рассказать об этом так, чтобы журналисты сами захотели написать или снять сюжет.

НГК: Задача пресс-служб – облегчить журналистам и гражданам получение информации о деятельности компании или ведомства, создать комфортные условия для получения информации, выстроить такие отношения со средствами массовой информации, чтобы журналисты захотели написать о компании, ее продукте, социальных проектах, руководителе. Отношения должны стать такими, чтобы у журналиста рука не поднялась написать плохо.

А. Кошелева: Когда руководитель организации, какой-либо структуры становится во главе этой организации, он перестает быть просто человеком, он становится своего рода брендом. Поэтому продвижением бренда хоть в малом, хоть в большом масштабе необходимо заниматься. Вы совершенно правы, что это надо делать профессионально. Я думаю, здесь нет никакого противоречия. Продвижение бренда различного уровня – это тоже задача пресс-службы.

НГК: Но ведь работа сотрудника пресс-службы и имиджмейкера – это две разные задачи. Имиджмейкер создает лицо компании и ее руководителя для общественного восприятия, а пресс-служба – это коммуникация. Другое дело, что наша российская практика показывает, что работники пресс-служб иной раз работают над тем, как утаить информацию от СМИ, занимаются брендированием, а о своей главной задаче либо забывают, либо ее игнорируют.

А. Кошелева: Мы так сужать рамки не будем. Есть у нас Союз журналистов, уважаемая организация, которой уже много лет, есть и другие организации, которые объединяют людей по профессиональному принципу. Главная ценность таких организаций в том, что люди могут говорить на одном языке о том, что их волнует. А таких вопросов немало. Почему у нас и получился такой взрыв интереса к этой организации, люди просто устали вариться в собственном соку. Им хочется поделиться с кем-то, поговорить, обменяться мнениями. Не секрет, что велосипед уже давно изобретен. Если в соседней организации он изобретен, то я с удовольствием на нем покатаюсь, а не буду изобретать свой.

НГК: Чтобы максимально облегчить работу журналистов, необходимо создать справочную базу всех пресс-служб края. Раньше публиковали справочники, были телефоны руководителей пресс-служб. Сейчас куда-то это все ушло. Как вы считаете, необходима такая единая база пресс-служб Краснодарского края: бизнес-структур, органов власти и крупных некоммерческих организаций?

А. Кошелева: Я думаю, что для каждого журналиста это был бы золотой запас. Не могу с уверенностью сказать, что мы соберем всех в один список и предоставим для коллег, но тех, кто вступил в нашу ассоциацию, тех коллег, которых мы знаем, мы обязательно соберем. Мы, безусловно, ставим своей целью такую базу подготовить, и с удовольствием будем ею делиться. Потому что, как вы правильно сказали, открытость пресс-службы – это эффективность ее работы.

НГК: А порою пресс-службы создают для того, чтобы скрыть информацию…

А. Кошелева: В такой пресс-службе я просто не работала. Я не исключаю, что где-то, возможно, так и есть.

НГК: Наверняка, уже есть видение первоочередных задач ассоциации, если можно, поделитесь планами.

А. Кошелева: Если посмотреть на рейтинги – какие регионы в международных СМИ звучат чаще всего, то в тройке лидеров – Москва, Санкт – Петербург и Краснодарский край. О чем это говорит? Край динамичен, много, чего у нас происходит, хорошо работают средства массовой информации. Ну, наверное, где-то как-то помогают и пресс-службы. Это статистка. Но всегда есть, что совершенствовать. Поэтому я считаю, что если есть какие-то вопросы с одной стороны, вопросы с другой стороны, как говорят, умные люди не ссорятся, умные люди договариваются. Поэтому надо услышать друг друга. Понять в чем вопросы, проблемы и в конструктивном режиме их решить. Есть у журналистов Кубани антипремия «Жареный петух». Ее учредители не утверждают, что эта пресс-служба плохая, а подсказывают: «Ребята, в вашей работе вот такие-то проблемы в этом году». И у тех намечаются точки роста. По сути, сделали для них бизнес-план для дальнейшего развития.

Если говорить казенным языком, то это называется – эффективное взаимодействие пресс-служб и средств массовой информации. Это на века. Во всех организациях, и в пресс-службах, и в средствах массовой информации работают разумные, умные и коммуникабельные люди. Безусловно, у каждого могут быть обиды друг на друга, а, может, не обиды, а сложности в отношениях. И сейчас мы выясняем – что, прежде всего, не устраивает пресс-службы, а что волнует коллег из средств массовой информации. Мы планируем проводить встречи коллег друг с другом, чтобы задать эти вопросы. Повышение профессионального уровня коллег из пресс-служб – это тоже один из моментов. Есть определенные алгоритмы, которые более понятны коллегам из СМИ, но они могут быть не так хорошо известны работникам пресс-служб. Ведь понятно, что публиковать пресс-релиз на трех страницах месячной давности никто не будет. Если информационное сообщение написано специфическим языком, когда одно предложение располагается на шести строчках, оно тоже не подходит для формата СМИ.

НГК: Это еще простительно. Непростительно то, когда мы задаем пять или шесть вопросов, и ни на один из них нет ответа. А вместо ответа – справочная информация с сайта о функциях ведомства.

А. Кошелева: У меня никогда не возникало мысли о том, что можно коллегам не помочь вовремя сделать материал. Я сама работала и в СМИ, и в пресс-службе и поэтому я понимаю, как важно выпустить вовремя качественный материал.

НГК: Если вы своим примером вдохновите отдельных нерадивых работников пресс-служб, журналисты скажут вам огромное спасибо. Кубанское медиа-сообщество заждалось такого человека, который любит эту работу, знает ее и хочет улучшить. Ведь все чаще и чаще СМИ вынуждены обращаться в прокуратуру на работу пресс-служб. Разве это путь? Делать это не хочется, но порой другого пути получить информацию – нет. А после жалоб в прокуратуру, какие могут быть отношения? Ассоциация пресс-служб Кубани может стать той площадкой, на которой можно будет профессионально и непредвзято разбирать какие-то конфликтные ситуации между СМИ и пресс-службами. И тогда необходимости жаловаться друг на друга не будет.

А. Кошелева: Конечно. Я совершенно с вами согласна, потому что в любом случае, если есть площадка, где ты можешь решить вопрос полюбовно, почему нет? Я полагаю, что наша ассоциация со временем станет такой площадкой. То, о чем вы говорите, действительно, здорово.

Записала Татьяна ГУСЕЛЬНИКОВА